Setka42.ru

Сетка №42
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайны «серого дома» в Омске: церковь, подземный ход и расстрелы; ФОТО

Тайны «серого дома» в Омске: церковь, подземный ход и расстрелы [ФОТО]

В этом году в Омской области началась реконструкция здания по улице Ленина, 2, которое больше известно как «серый дом». Здесь размещаются управления ФСБ и МВД России по Омской области.

omskinform.ru

Это здание считается одним из самых таинственных в Омске. Посторонним людям без приглашения зайти сюда практически невозможно, а те, кто там работают, неохотно рассказывают об этом месте. Между тем об этом здании ходят легенды. Главная из них заключается в том, что в былые годы не все люди, которые туда заходили или которых заводили, потом выходили назад. Попросту говоря, их там расстреливали. Но правда ли это?

Корреспондент РИА «Омск-информ» попытался найти интересные факты из истории «Серого дома» и разгадать некоторые тайны. Сделать это оказалось очень сложно. Различные издания содержат похожий справочный материал, хотя в архивах и попадаются интересные газетные публикации, из которых по крупицам получилось собрать хоть какую-то информацию.

Архиерейский дом

Строительство на этом месте началось весной 1904 года. Но тогда никто и подумать не мог, что здесь когда-то будут размещаться органы правоохранительной направленности.

Строили в 1904 году Архиерейский дом с домовой церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Духовную консисторию (епархиальное управление). Строительство этих зданий велось на средства Священного синода, который часть денег получал из государственной казны. Комплекс зданий был запроектирован синодальным архитектором Евгением Морозовым в январе 1903 года.

Этот известный мастер с 1891 года состоял помощником производителя работ по перестройке здания Большого театра в Петербурге под консерваторию, а ранее участвовал в перестройке здания Английского клуба на Дворцовой набережной. Морозов являлся автором многих церковных построек.

Срок окончания строительства Архиерейского дома с Крестовой церковью запланировали на 1 октября 1906 года, но работы затянулись до конца 1909-го. Комплекс зданий с квадратными окнами первого этажа и полуциркульными окнами второго с богатыми порталами и изысканным декором в русском стиле стал украшением Омска. Этот ансамбль создавался по единому художественному замыслу, который был проникнут идеей придания ему ярко выраженного национального характера. Одной из особенностей комплекса была его двуцветность, и белокаменные фигурные детали прекрасно читались на фоне красных кирпичных стен.

Архиерейский дом был г-образной формы с парадным входом в виде красного крыльца под аркой на столбах из профильного кирпича со стороны улицы Тарской. Крестовую церковь при доме архиерея венчал шатер с луковичной главкой, росписи внутри были сделаны художником Артемьевым.

Новым словом в технологии строительства для Омска были полы из асфальта по бетонному основанию. Полы жилых и общественных помещений были покрыты паркетом и метлахской плиткой. Лестница в Архиерейском доме была мраморной.

В Архиерейском доме и Крестовой церкви проходили важные для Омска тех лет события. Так, 18 марта 1913 года в Архиерейском доме под председательством архиепископа Акмолинского состоялось организационное собрание совета Общества трезвости. А 29 и 30 апреля 1913 года в Омске состоялось церковное торжество в день памяти святителя Никиты, епископа Новгородского. Богослужения совершались архиепископом Андронником в Крестовой церкви, где находилась икона святых Новгородских угодников. Также стоит отметить, что при Крестовой церкви существовал архиерейский хор.

2 февраля 1918 года в связи с декретом об отделении церкви от государства власть потребовала от архиепископа Сильвестра освободить здания. В воскресенье, 4 февраля, было прочитано послание патриарха Тихона. Протоиерей Александр Соловьев произнес проникновенную речь о гонении на церковь, прихожане плакали. Ночью 6 февраля отряд вооруженных красногрвардейцев ворвался в Архиерейский дом, убил эконома Николая Цикуру и арестовал святителя Сильвестра. Звонарь собора созывал прихожан колокольным звоном, пока не был ранен. На всех церквях зазвонили в колокола, народ заполнил площадь, Сильвестр был освобожден.

Читайте так же:
Отделка цоколя штукатуркой с мраморной крошкой

В 1920 году епархиальные здания и имущество национализировали. В Архиерейском доме разместили психиатрическую больницу, а затем чрезвычайную комиссию с внутренней тюрьмой. В 1930-е гг. здесь размещалось управление охраны общественного порядка.

Перестройка

17 февраля 1935 года Президиум Омского облисполкома принял решение о перестройке Архиерейского дома и Духовной консистории в большое здание Управления народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Для реконструкции церковных объектов под здание НКВД использовали кирпичи взорванного в том же 1935 году Успенского кафедрального собора.

Оба здания были объединены и надстроены до четырех этажей. Между церковью и консисторией была построена четырехэтажная вставка. Здание НКВД поглотило бывший Архиерейский дом и Духовную консисторию.

Обновленное здание считалось одной из лучших административных построек города того времени. Автором довольно сложного проекта стал выпускник Омского художественно-промышленного техникума Евгений Семенов, в качестве консультанта был привлечен уже упомянутый Моисей Шухман, поскольку при реконструкции помимо архитектурных, нужно было решить ряд инженерных задач по несущей способности фундаментов и стен, по конструктивной возможности перепланировки и т. д.

При реконструкции была кардинально изменена архитектура здания. Первоначально построенное в русском краснокирпичном стиле со штукатурными архитектурными деталями здание после реконструкции было перестроено в стиле постконструктивизма с чертами нарождавшегося советского ампира. При этом первоначальный декор преимущественно сохранился, но был скрыт под каменной штукатуркой. Изменился масштаб здания. В обновленном виде оно стало более монументальным. К тому же новая функция – управление НКВД, которая была одним из символов власти, требовала новой архитектуры.

Существенно изменилась и облицовка здания. Его покрыли монументальным, толстым слоем цементной штукатурки под гранит. Получили новую трактовку оконные сандрики (наличники). Вместо резных из профильного кирпича они стали иметь геометрические в духе конструктивизма формы. Оконные оси над изначальными объемами сохранили свои небольшие размеры, но окна в объемах соединительных пристроев стали несколько просторнее. Ряд окон в объеме Крестовой церкви расширены вырубкой и, очевидно, закладкой новых бетонных перемычек. Выступающая часть здания со стороны улицы Тарской – ризалит главного входа, где находилось красное крыльцо, – получила новое оформление.

Шатер над Крестовой церковью снесли, заменив куполом, и водрузили красный флаг. Церковный «восымерик» (на уровне 2-го этажа угловой части современного здания), в принципе, сохранился, а следовательно, мог сохраниться и церковный свод над разобранным шатром.

Большое единое здание протянулось фасадами на три улицы: Тарская, Ленина и Кароя Лигети (нынешняя улица Ивана Алексеева). Цвет здания стал более «холодным», официальным. Отношение к органам НКВД, как проводнику политических репрессий, сформировало мрачное восприятие в общественном сознании их «цитадели», тогда же получившей прозвище «серый дом», которое укоренилось и по сей день.

omskinform.ru

Границы старых объемов и Архиерейского дома, и Духовной консистории на современных фасадах здания можно увидеть по оконным проемам со всех сторон. Узкие окна на уличных фасадах говорят о том, что эти части здания построены на изначальных объемах Архиерейского дома и консистории. Более широкие окна – выполнены в процессе реконструкции для соединительных объемов по проекту Евгения Семенова.

Известный омский историк и краевед, заместитель директора Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина Алексей Сорокин отмечает, что здание НКВД решили разместить именно здесь, потому что Архиерейский дом оказался на центральной площади и стал, видимо, лакомым кусочком для определенных людей.

Читайте так же:
Отделка стены после штукатурки

– Проект реконструкции разработал архитектор Семенов. Здание должны были увешать статуями и тому подобным декором. Перестраивали здание с 1935 по 1939 год. Потом началась война, здание осталось незавершенным в плане украшения. Но в остальном реконструкцию завершили. Потом оно неоднократно реконструировалось. Теперь это памятник двух эпох и двух стилей. Есть эклектика – Морозов и Шухман, а есть неординарный архитектор Семенов. Это не ампир, а высокий сталинский стиль. Это стиль, который прижимает человека к земле, который показывает величие государства над маленьким винтиком. Не зря в Ленинграде есть «большой дом», а в Омске – «серый дом». Архиерейский дом – эклектика – превратился в высокий сталинский стиль. Самое интересное, что эти два стиля и два назначения здания причудливо сочетаются, – говорит Алексей Сорокин.

Подземный ход к Успенскому собору

Старожилы уверяют, что Архиерейский дом и Успенский собор были соединены подземным ходом, но в годы советской власти он был замурован. В музее УМВД удалось найти любопытную газетную публикацию, автором которой был известный омский краевед Иван Шихатов. Он утверждал, что подземный ход действительно существовал. Начинался он якобы в подземелье домовой архиерейской церкви, а заканчивался под алтарем собора. Этот ход, как утверждается, использовался архиереями для быстрого перехода от жилых покоев к месту службы.

И никаких тайн он не скрывал. Тайны начались позже. До сих пор бродят слухи, что часть церковных сокровищ и секретных документов священники замуровали где-то в этом подземелье. Когда собор снесли, то подземный ход все равно остался, только со стороны храма его замуровали и засыпали.

omskinform.ru

В 1958 году на месте Успенского собора установили скульптуру Михаила Хахаева «Олень». Шихатов утверждал, что именно оленем заткнули выход из подземелья, а вход в туннель из подвала «серого дома» был закрыт плитой. Когда через несколько десятилетий на месте собора строили фонтан, то строители якобы обнаружили этот подземный туннель. Но никакие археологические раскопки проводить не стали, а туннель просто засыпали.

Омичи утверждали, что именно в этом подземелье в свое время расстреливали «врагов народа». Но доподлинно об этом никто не скажет. И непонятно, если там действительно исполнялись приговоры, то где погребены останки расстрелянных людей. Народная молва утверждает, что именно здесь хранятся кости жертв террора. У краеведа Алексея Сорокина на этот счет свое мнение:

– То ли было там подземелье, то ли не было. Расстреливали там в подвалах или не расстреливали, не знаю. Честно говоря, сомневаюсь. Для того чтобы расстреливать, были другие места. Это другое назначение здания.

omskinform.ru

Фрески в дежурной части

По устным свидетельствам старожилов, в Крестовой церкви имелись фрески. Их невозможно было уничтожить, не разрушив внутреннего штукатурного покрытия. Поэтому фрески домовой церкви были просто забелены толстым слоем извести. В 2005 году здание подверглось очередному ремонту. Рабочие, обдирая штукатурку, обнаружили в дежурной части те самые фрески, на которых были лики православных святых. Для многих сотрудников милиции, работавших тогда в областном УВД, эта находка стала полной неожиданностью. Как утверждают очевидцы, у ремонтной бригады не поднялась рука в очередной раз совершить святотатство и уничтожить остатки истории. Фрески на этот раз спрятали под листами гипсокартона.

В 2015 году министерство культуры Омской области включило здание на Ленина, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2020 году были проведены комплексные научные исследования, по результатам которых было принято решение о проведении ремонта фасадов и кровли здания для обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения. Во время ремонта предполагается частично заменить окна и двери, а также провести реставрацию каменной штукатурки и выполнить другие работы.

– Пусть фасад реконструируют, но главное, чтобы этот внешний вид сохранился, – говорит Алексей Сорокин. – Они эту штукатурку сколют и новую положат. Мне кажется, что улучшать облик там незачем, но, с другой стороны, там наверняка были какие-то потеки, что-то еще.

omskinform.ru

Читайте так же:
Оштукатурить стену силикатного кирпича

Ремонт «серого дома» завершится только в 2023 году. Возможно, за это время раскроются еще какие-то тайны этого мрачного здания и будет найдена интересная частичка истории.

Существует несколько вариантов, чем покрыть кирпичную стену для этого индустриального стиля:

  • фасадная или интерьерная краска на водной или масляной основе.
  • морилка.
  • грунтовка.
  • лак.

В некоторых случаях совмещают несколько вышеперечисленных способов, чтобы получить защищенное покрытие для кирпича. Например, сначала грунтуют поверхность, а затем покрывают его лаком.

Покраска кирпичной стены под лофт

Наиболее популярный способ придать интерьеру очарование индустриального стиля, и одновременно смягчить фактуру кирпича – покрасить кладку.

Последние тенденции, как обработать кирпичную стену под лофт:

  • Небрежная окраска стен в белый цвет.

Главное, здесь не требуется особого старания, можно наносить эмульсионку как вздумается. Вся красота в том, что создаются тоновые переходы от полупрозрачных оттенков, через который просвечивается кирпич, до плотного белоснежного слоя. Эффект старой осыпавшейся побелки особенно красиво смотрится на фоне белых стен.

Чтобы создать его, нужно развести краску в пропорции 1:3 с водой и нанести на поверхность горизонтальными мазками. После впитывания потребуется еще несколько слоев в отдельных местах, чтобы получилось то, что надо. Чтобы сделать неровную и плотную поверхность, также можно применять разнообразные шпатели.

  • Плотная окраска в белоснежный оттенок.

Этот вариант отделки для тех людей, кто хотел бы сохранить кирпичную фактуру, и в то же время придать интерьеру более «приглаженный», гламурный вид. Преимущество этого способа в том, что белое пространство объединяется с такими же по цвету карнизами, потолком, перегородками. За счет этого получается более классический интерьер.

Чтобы сделать такие стены, потребуется нанести краску в несколько слоев, добиваясь их равномерного окрашивания.

  • Серые или черные стены.

Глубокий оттенок серого наиболее красиво смотрится в интерьере лофт. Сочетание металлических деталей с глянцем делают эту поверхность идеальным фоном.

Хороший эффект можно создать, если сначала нанести слой основным тоном, а после высыхания придать ей глянца при помощи серебристой лазури.

  • Красно-кирпичные стены.

Для основного покрытия выбирают красновато-коричневый или оранжевый оттенок, для швов – белый или черный.

Многие дизайнеры считают, что красить стену в цвет следует только нейтральными цветами. Поэтому, если есть риск испортить интерьер, лучше оставить кладку в естественном оттенке или придать ей мореный вид.

Морилка в лофт стиле

В случае, если цвет кирпичной кладки слишком светлый и не нравится владельцу квартиры, используют морилку. Покрывают ее так же, как и краской по всей поверхности стены.

Преимуществом этого способа является более темный, насыщенный цвет кирпича, и сохранение полной структуры кладки. При покраске получается потрясающий эффект «мореной» стены.

Лакировка

Этот вариант отделки применяется для защиты кирпичного покрытия от загрязнений и сохранения первоначального цвета и структуры материала.

Перед нанесением лакового покрытия, поверхность нужно очистить от пыли. А дальше провести работы при помощи небольшого валика с длинным ворсом или кисти. Необходимо будет нанести несколько слоев. Прежде чем поверхность будет полностью готова.

Читайте так же:
Отделка стен штукатурка или покраска

Грунтовка

В качестве основного защитного покрытия и окончательной отделки применяют грунтовку глубокого проникновения или краску, разведенную водой в пропорции 1:3 или 1:5.

Такой вариант отделки годится, если владелец хотел бы сохранить полностью натуральный вид кладки.

Специальная грунтовка проникает на глубину 5 мм и сцепляет все элементы между собой, что делает поверхность прочнее.

Подготовка поверхности

От качества подготовки кирпичной кладки перед нанесением штукатурной смеси зависит степень адгезии материалов, а значит и прочность и долговечность всей конструкции. Ниже описан пошаговый процесс подготовки стен.

Очистка

С поверхности, которую планируют оштукатуривать, необходимо удалить: пыль, грязь, подтеки цемента и крепежные изделия. Такую процедуру требуется производить не только на старых стенах, но и в новостройках. В этот момент также следует «расшить» швы, удалив излишки раствора, для чего используют металлический скребок или зубило.

Выявление недостатков и их устранение

До начала основных работ нужно провести внешний осмотр поверхности стены и выявить все трещины и щели. Недостатки устраняются цементно-песчаной смесью.

Если пропустить данный этап работ, особенно в случае со стенами, которые отгораживают внутреннее помещение от улицы, возможно скопление влаги в щелях и трещинах. При наступлении морозов вода замерзает и происходит разрыв кирпичной кладки.

На этом этапе также рекомендуется обработать поверхность антисептическими средствами, чтобы избежать появления плесени и грибка.

Грунтовка

Это обязательная процедура подготовки стены к оштукатуриванию, которую часто пропускают новички, считая грунтование стен излишним. Нанесение грунтовочного раствора глубокого проникновения позволяет существенно уменьшить пористость поверхности и усилить адгезию кирпичной кладки и раствора.

подготовка стен из кирпича

Армирование

Усиление штукатурного слоя армирующей сеткой выполняется при наружных работах, для внутренних перегородок эта процедура не обязательна.

Металлическую или пластиковую сетку закрепляют специальными анкерами в швы кладки, но чаще всего этот процесс выполняется после нанесения первого слоя штукатурки, в который и вдавливается сетка.

армирование

Выставление углов 90 градусов или правильная геометрия стен.

Если вам нужна правильная геометрия стен, то есть углы 90 градусов, то понадобится строительный уголок.

Выполняя провешивание поверхности стен под оштукатуривание, при натянутой шнурке, по маркам прикладываете уголок к веревке и соседней стене и смотрите какой будет результат. А с помощью установленных дюбелей с саморезами, откручивая и закручивая их, вы сможете регулировать и углы. Только не увлекайтесь, следите за толщиной наносимого раствора.

Когда необходимо заштукатурить несколько соседних стен, то для соблюдения правильной геометрии придется установить марки, выполнить провешивание и натянуть шнурки сразу и на соседних стенах.

Если не хватает длинны уголка используйте дополнительно рулетку или из подручных материалов можно сделать самодельный большой уголок.

Можно для этих целей использовать лазерный уровень (осепостроитель), который проецирует вертикальные линии в двух плоскостях.

Далее необходимо «отмаячить» поверхность путем установки штукатурных маяков.

Смотрите видео: Как выставить маяки и сформировать угол 90 градусов?

Приготовление цементно-песчаного раствора

Соотношение компонентов цемент-песок зависит от марки цемента и в общем случае принимается – 1 ведро цемента марки ЦЕМ 32,5 Б (старая маркировка М400) на три ведра речного тщательно промытого и тщательно просеянного песка, плюс вода в количестве 0,5-0.7 ведра (примерно), Перемешивание компонентов производится в механическом бетоносмесителе, либо на листе железа, либо в подходящей металлической емкости.

Расход материалов для приготовления средства

Цементно-песчаную штукатурку не обязательно покупать. Продукт готовят своими руками. Чтобы сделать средство, необходимо знать рецепт, расход материалов на цементно-песчаную штукатурку и правильно подобрать марку цемента. Это влияет на эксплуатационный период и качество отделки.

Читайте так же:
Отделка фасада дома панелями под штукатурку

Правила выбора марки цемента:

  • М150 или М200 –для отделки, которую делают внутри помещения;
  • М300 – для фасада;
  • М400 и М500 – для фасада, если строение находится в районе с суровыми климатическими условиями.

Рекомендуется также тщательно выбирать песок для приготовления состава. Профессионалы используют карьерный или речной песок средних фракций. Если для приготовления раствора брать только мелкий песок, то после высыхания на материале появятся трещины, а если фракции будут крупными, то поверхность получится с бугорками, что отрицательно скажется на внешнем виде отделки.

  • Для приготовления материала для оштукатуривания поверхности берут одну часть цемента и три-четыре части песка, который просеивают через металлическое сито с мелкими ячейками.
  • Продукты соединяют, размешивают и заливают холодной водой.
  • Далее замешивают раствор с помощью промышленного миксера. Замешивание выполняют до приобретения раствор консистенции густой сметаны.
  • Для повышения сцепляемости средства со строительным основанием в продукт добавляют клей ПВА. Такое средство берут из расчета 50-100 мл на 10 литров раствора.

На видео в этой статьепрофессионалы показывают, как самостоятельно приготовить цементно-песчаную штукатурку.

Цементно-песчаная штукатурка – популярный отделочный материал. Приемлемая цена и хорошие характеристики – вот причина повышенного спроса на средство.

Фасадные покрытия

Как правило, для отделки фасадов применяются крупнозернистые материалы, типа «короед», «шагрень», «травертин» и т. д. Причем техника нанесения и цена за м2 декоративной штукатурки больше зависит не от химического состава смеси, а от выбранной фактуры покрытия. Например, «шагрень» – это самый простой в работе вариант, для которого не требуется идеально подготовленного основания. Однако в частном строительстве обычно используется короед. Это смесь на основе минерального, акрилового, силоксанового, силиконового или силикатного связующего, с нерастворимым зернистым наполнителем. Именно зерна образуют рисунок, имитирующий изъеденную вредителями древесину. Этапы работы с короедом:

    1. Подготовка, включающая черновое оштукатуривание по маякам и тщательную грунтовку поверхности.
    2. Способ приготовления раствора, как и цена декоративной штукатурки за квадратный метр, зависит от вида материала. Например, минеральные составы продаются в виде сухой смеси, предназначенной для затворения водой, а полимерные обычно уже готовы к применению. Колеровать раствор можно самостоятельно, но лучше заказать машинную колеровку – тогда подбор цвета будет гораздо точнее.
    3. С помощью кельмы короед наносят на стену, не оставляя пропусков, выдерживая равномерный слой (3-6 мм). Толщина слоя должна соответствовать калибру наполнителя, а штукатурить нужно всю стену целиком. Выполнять работу лучше вдвоем, чтобы снизить риск появления заметных стыков.
    4. Когда раствор перестает липнуть к инструменту, его перетирают, используя ту же кельму или специальную терку. Со стены снимаются излишки смеси, а зерна наполнителя царапают поверхность, образуя эффект «короеда». Движения теркой могут быть круговыми или разнонаправленными, но, при этом, они должны оставаться однообразными на всей площади. Тогда рисунок получится элегантным и оправдывающим стоимость работ с декоративной штукатуркой за м2.

    Заключительный этап работы – защитная обработка покрытия. Если материал не был колерован, его красят водно-дисперсионной фасадной краской, а затем лакируют (необязательно). В противном случае стену сразу покрывают прозрачным акриловым либо полиуретановым лаком. Важно: компания «Эксперт-Деко» рекомендует мастеров по нанесению декоративной штукатурки по цене на 20% меньше рыночной.

    Обратите внимание: цену работы с декоративной штукатуркой в Москве можно узнать в компании «Эксперт-Деко». Мы порекомендуем мастеров у которых скидки на услуги составляют до 20% от средней рыночной цены.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector